Рассказы родителям о детской сексуальности

Авторство

Виктор Эдуардович Хапов

Психолог
Город: Санкт-Петербург
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч, супервизор
Специализация в психологических подходах и направлениях: психоанализ, поведенческая психотерапия, организационное консультирование, психоаналитическая терапия

Обозначу правила игры. для начала.

Итак, па-а-прашу не путать взрослую ЭРОТИКУ и детскую СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Для пущей важности, постараюсь обосновать своё столь безапелляционное заявление.

Во-первых, если коснуться лингвистических аспектов слова сексуальность, то, после недолгих исследований можно прийти к выводу, что “sex” в переводе с иноземного означает по-русски “пол”, а не то, что вы подумали. Соответственно, «сексуальность», есть не что иное, как проявление половой принадлежность, или, сказать точнее, половая идентичность.
Касаемо «эротики», в наиболее привычном для современного человека понимании, принято считать, что это некое явление (процесс, чувство), направленное на представителя противоположного (или одного же) пола, с целью осуществления интимной близости или, говоря короче, полового акта.

Однако, если взглянуть несколько глубже (и исторически и психологически), то можно обнаружить, что первоисточник эротики – ЭРОС, в Древней Греции, откуда, собственно и пошла вся европейская культура, представляет собой олицетворение любви и влечения к жизни, как таковой, неотъемлемым дополнением коей являлось и является продолжение рода человеческого, предусматривающее непосредственный половой контакт (желательно, конечно, разнополый, но…бывает по-всякому). Так вот у ЭРОСА имеется его антипод – ТАНАТОС – олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. 

Учитывая этот факт – наличие двух основ противоположной направленности, можно предположить, что эротика, как таковая, есть проявление влечения к жизни, к её продолжению, развитию и сохранению целостности. Это и есть сила, которая позволяет человечеству (и не только) сохранять себя как одну из форм живой материи. В психоанализе эта сила обозначается как ЛИБИДО, в противовес «сгенерированному» ТАНАТОСОМ понятию МОРТИДО. Ну, о влечении к жизни и влечении к смерти поговорим в другой раз, а сейчас, давайте вернемся к тому, чему, собственно и посвящен был этот коротенький пролог.

Итак. Детская сексуальность.
Для большинства это словосочетание взаимоисключающее и шокирующее. Но дело в том, что благодаря работам Фрейда, под сексуальностью начали понимать не конкретное половое влечение к сексуальному партнеру с конечной целью в виде коитуса, а всё то, зачастую неосознанное, что связано с проблемой принадлежности к тому или другому полу.
До появления работ Фрейда считалось, что сексуальность у детей отсутствует, или, признавая её существование, исследователи зачастую умалчивали об этом феномене, оценивая его как греховный и опасный. Эти противоречивые взгляды сохраняются и по сей день, однако, хотя бы некоторые родители рассматривают развивающуюся сексуальность у своих детей как нечто естественное и не вызывающее негативное отношение. Часть родителей и сегодня ощущают дискомфорт из-за любых проявлений сексуального интереса у ребенка. На это есть несколько причин. Во-первых, это считается ненормальным; во-вторых, родители не знают как себя вести в таких ситуациях. В конце концов, у них могут быть собственные сексуальные проблемы.

Для ребенка (заметьте, ещё до его появления на свет) проявления пола играют основополагающую роль в формировании личностных черт и особенностей протекания его дальнейшей жизни. 
Элементарный пример из практики. Не прием приходит девушка, испытывающая серьезные трудности в вопросах «познакомиться с парнем», «создать семью» и т.д. При первом же взгляде на неё, понимаю, что что-то не вяжется – я вижу девушку, а ощущение такое, что зашел парень – жесты, манеры, походка, поза – ну явно не девичьи! Хотя одета по-женски, волосы, макияж и прочее. В процессе первичных встреч, выясняется, что, помимо прочего, перед её появлением на свет, родителя (причем ОБА) ждали мальчика. 
Почему я выделил слово «ОБА» родителя? Да потому, что зачастую, (и это мгновенно проясняется про семейной консультации) отцы хотят, чтобы родился мальчик и это, в общем-то, считается нормой. Но! Ключевую роль в психологическом аспекте формирования половой идентичности ребенка, ещё до его появления на свет играет мать! Все её переживания, размышления, желания, чувства напрямую передаются плоду, начиная с самых ранних стадий беременности! И вот получается, что ждали мальчика, родилась девочка, но…мальчик. В дальнейшем, так или иначе, и воспитание у моей пациентки строилось по мальчиковому стилю. Нет, её, разумеется, не стригли «под мальчика» и не заставляли надевать только брюки. Но некоторые мелочи, как то: походы с папой в гараж, собирание моделей самолетов, чтение произведений Фенимора Купера, Артура Конан Дойла, кино про войну и т.д. – всё это изо дня в день незаметно для взрослых оказывало свое влияние на образ будущей девушки. Нет, понятно, что с природой спорить очень сложно и у неё самой никогда не возникало желание, типа «сменить пол» или «одеться по-мужски», но некоторые нюансы категорически мешали её жить полноценной жизнью. Потребовались немалые усилия, чтобы она смогла обрести половую идентичность и, выйдя впоследствии замуж, родить ребенка, при этом – и это главное – будучи беременной, не вожделеть по ребенку строго желаемого пола, а любить его, независимо от того, мальчик родится или девочка.

У мужчин подобные события тоже не редкость, но, разумеется с известными поправками в поведении родителей до и после появления ребенка на свет.
Немаловажным, а для некоторых родителей и шокирующим моментом является проявление сексуальности детей в младенческом и/или детском возрасте. 
Как знает любой наблюдательный родитель, маленькие мальчики и девочки начинают трогать и тереть свои наружные половые органы, как только у них развивается необходимая координация движений. Иногда это приводит к оргазму у детей в первый год жизни. 

Возникает вопрос, каков смысл такого поведения? Может быть, ребенок попросту исследует свое тело, и вероятность дотронуться до той или иной его части (локоть, живот, наружные гениталии) примерно одинакова? Или такое поведение содержит элемент сексуальности, и получаемое чувственное удовольствие заставляет ребенка снова и снова прибегать к самостимуляции?

Родители очень маленьких детей реагируют на описанные проявления полового поведения по-разному. Некоторых это забавляет, других удивляет, третьих тревожит, особенно если они не понимают, что все это - совершенно нормальные признаки развития ребенка.

К двухлетнему возрасту большинство детей начинают ходить, говорить, а также ощущать себя мальчиком или девочкой. Они проявляют неуемное любопытство, исследуя разные части собственного тела, причем большинство открывают для себя (если не сделали это раньше), что стимуляция наружных половых органов приносит приятные ощущения. Сначала игра гениталиями является индивидуальным занятием, но постепенно она преобразуется в игру "в доктора" или "покажи мне свое и я покажу, что есть у меня". Дети могут потирать пенис или клитор руками, а также использовать для этой цели куклу, подушку, одеяло или другие предметы.

Если классифицировать возрастные периоды, которым соответствуют стадии развития ребенка, его этапы на пути к поло-ролевой идентичности, то, на мой взгляд, уместнее всего воспользоваться классификацией, предложенной Фрейдом. Он выделял (и с этим трудно спорить!) следующие «эпохальные» периоды жизни человека:
 

  • оральная стадия - от рождения до полутора лет;
  • анальная стадия - от полутора до трех лет;
  • фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;
  • латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
  • генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря - фиксация.

Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни. А детские травмы - это чаще всего неразрешенные (непроработанные) конфликты между родителями и ребенком.

В первые месяцы жизни ребенка устанавливается его связь с родителями - важная ранняя форма интимных отношений.
Существенный компонент младенческой сексуальности заложен в чувственной близости ребенка и родителей, которая реализуется, когда последние держат ребенка на руках, обнимают его или прижимают к своему телу. Такая связь между ребенком и родителями устанавливается с самого рождения и в последующем углубляется в процессе кормления, купания, одевания и других видов физического взаимодействия между родителями и новорожденным. 

Ребенок, лишенный в младенчестве родительского тепла и других форм связи с отцом и матерью, впоследствии может испытывать трудности при вступлении в интимные отношения с другими людьми, или не получать удовлетворения от собственной уже взрослой сексуальности.

                                                                                                                            продолжение следует

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!