Онлайн консультация психолога

Вы можете задать интересующий Вас вопрос психологу. Вам потребуется пройти простую процедуру регистрации на сайте, если вы еще не сделали этого.

Прежде чем задавать вопрос, почитайте уже имеющиеся ответы по вашей теме. Возможно, такой вопрос уже задавали. Часто повторяуются вопросы о гомосексуальности и проблемах с маленькими детьми. Для вашего удобства на сайте работает поиск.

Как справиться с детьми?

Здравствуйте, мне 21 год. Вот уже третий год я работаю в детском саду. Выпустила подготовишек в школу, но намаялась с ними по уши, часто плакала, т.к. они меня не слушались. Под конец года научилась воздействовать на детей, но таких способов мало.

Сейчас у меня дети 4-5 лет. Если их 10-15, я еще могу справиться, хоть и приходится повышать голос, но когда их 20 я не выдерживаю, у меня начинается истерика, плачу от бессилия. Есть ли какие нибудь приемы интересные из практики чтобы успокоить детей? Ну например, если громко кричат, спокойно подхожу и улыбаясь говорю "Кричи громче, а то плохо слышно", ребенок успокаивается. Или балуются на занятии, я вывожу его, ставлю перед всеми и разрешаю баловаться. Естественно, ребенку стыдно перед друзьями баловаться.
Самый гланый прием, по моему мнению, это игра. Но я не могу в течение 7 часов бесконечно играть с ними. Когда 20 человек в группе, не успеваешь за ними следить...

Как сделать так, что бы они дольше оставались сдержанными? (Громко кричать, вдоволь бегать, скакать я разрешаю на прогулке).
Заранее спасибо за ответ.

Ответы психологов: 
  • Елизавета, здравствуйте.

    "Как сделать так, чтобы дети 4-5 лет дольше оставались сдержанными?" - это очень интересный вопрос. И я попробую ответить на него, хоть и не являюсь специализированным детским психологом.

    Всем известно, что свободной энергии у ребенка больше, чем у взрослого. Взрослый способен волевыми усилиями сдерживать свою энергию, направлять ее в русло "социально-приемлемого" поведения. Взрослому знаком самоконтроль. Ситуация с ребенком противоположна. Энергии много, а волевые способности только начинают формироваться. И "сдержанность" детям мало присуща. Многие дошкольные педагоги, к сожалению, не находят другого выхода, как просто блокировать детское самовыражение. И способов у таких педагогов немного: осудить, пристыдить, вызвать чувство вины, неуверенности - потому что именно эти переживания "обрывают" энергию самовыражения ребенка. Так проще. О "пользе" такой педагогики помолчим.

    Здорово, что Вы подходите к профессии творчески и ищете способы взаимодействия с детьми. Похоже, многое у Вас уже получается. Как я поняла, с группой в 10-15 человек Вы справляетесь. Т.е, в целом, Вы умеете успешно ладить с детьми. А трудности возникают, когда детей 20.

    У меня возникли некоторые идеи по этому поводу. Делюсь, не претендуя на истину:

    1. Добровольное послушание детей зависит от авторитета воспитателя в их глазах. Кто авторитетен у детей? Тот, с кем интересно, кто справедлив, кому можно доверять, кто держит свое слово, умеет хранить секреты, умеет замечать успехи и хвалить и т.п.
    2. В каких ситуациях "неуправляемость" детей Вас беспокоит больше всего? Когда идет занятие? Сончас? Уборка игрушек? Если речь о занятии, то, может, попробовать делить большую группу на несколько команд, в процессе одновременной работы. Задавать небольшой состязательный дух: кто быстрее? кто качественнее? и т.п. Думаю, это полезно не во всех ситуациях, но в некоторых.
    3. Поведение группы запускается лидерами. Научитесь влиять на лидеров. Возможно, они неосознанно борются с Вами "за власть". Сделайте их своими "союзниками" :-)
    4. Вы абсолютно верно делаете ставку на игру. Игрой можно считать такое взаимодействие, где есть правила, роли и увлеченность. В этом смысле игрой может стать любое Ваше общение с ребенком (даже сончас и уборка игрушек). Детям обычно интересно играть в "жизнь по правилам", главное - чтобы эти правила были им понятны и справедливы.

    Иными словами, хороши любые способы направления детской энергии в нужное Вам русло, кроме способов "негативной блокировки".
    Рекомендую Вам узнать побольше о формировании волевых качеств у детей.

    А также предлагаю заглянуть на сайт Таганрогской мастерской Гештальта и детского центра "Здравствуй". Здесь работают настоящие профессионалы в области детской психологии. В разделе "Библиотека" Вы обнаружите познавательные статьи, написанные практиками.

    Елизавета, желаю Вам успехов в Вашем важном деле.

Проблемная область: 
Дети от 3 до 7 лет

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!