"Основные стратегии психологической помощи" - курс повышения квалификации

Международный институт психологии и управления г. Санкт-Петербурга при содействии Центра клинической и прикладной психологии проводит курсы повышения квалификации "Основные стратегии психологической помощи".

Продолжительность курса – 200 часов.

Структура курса – 4 семинара по 5 дней.

Форма проведения занятий – семинар-тренинг.

Документы – по результатам занятий участникам выдается Свидетельство о повышении квалификации Международного института психологии и управления.

Ведущий:

Хачатурян Сергей Джаваншироваич - кандидат психологических наук, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, Ассоциации перинатальной психологии и медицины, тренер Российской Ассоциации телефонной экстренной психологической помощи. Автор книг по телефонной психологической помощи, психокоррекции осужденных, по диагностике и коррекции эмоциональной близости в семьях. Стаж психологической деятельности 20 лет. Является преподавателем Международного института психологии и управления (СПБ), Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), сотрудником Московского центра консультирования и дополнительного образования «Ресурс». Специализация: кризисная интервенция, гештальттерапия, системная психотерапия, НЛП, ресурсная психотерапия.

Задачи курса:

  1. Создать поддерживающую среду группы, способствующую проработке личных проблем участников,
  2. Познакомить участников с основными направлениями психологической практики в области индивидуального и семейного консультирования.
  3. Формировать навыки помогающего поведения консультанта-психолога,
  4. Формировать представление о процессе консультирования в рамках авторского видения контракта с клиентом и уровней мотивации (энергии),
  5. Способствовать появлению уверенности в себе как в консультанте, способствовать усилению мотивации на вступление в консультативный процесс, началу помогающей деятельности,
  6. Стимулировать активность участников в проявлении полученных знаний и умений за пределами группы в процессе работы.

Пояснительная записка.

        Программа мастер-класса является основным документом, определяющим содержание и объем знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов в области индивидуального психологического консультирования

В программе использованы современные подходы к организации, проведению, анализу эффективности оказания психологической помощи клиентам в различных жизненных и профессиональных ситуациях, в разных психических состояниях.

Курс может рассматриваться как эклектичное введение в деятельность, и представляет из себя авторский взгляд на основные ситуации консультирования. Методологическими основами курса являются теоретические подходы клиенто-центрированной терапии (К. Роджерс), гештальттерапии (Ф. Перлз), «кризисной интервенции» (Н. Хэнсел и другие), современной системной семейной психотерапии (Минухин С., Фишман Ч., Сельвини Палаццоли М., Босколо Л., Чекин Дж., Прата Дж., Пэпп П., Шерман Р. Фредман Н., Черников А. В. и другие), ресурсной психотерапии (авторкого подхода) Коваленко Н.П..

Главным фокусом консультирования являются процессы: внутренние процессы клиента, процесс взаимоотношений клиента и консультанта и т.п.

В качестве базовых понятий предъявляются понятия инстинктов, личности, потребности, системы, поля, терапевтический контакт, ресурсы.

Последовательность предъявления программы предусматривает на первом этапе проработку темы терапевтического контакта с клиентом, которая преподносится как идея профессионального общения в противопоставлении с особенностями обыденного общения. Выделяются 5 типов контрактов, которые предполагают различное содержание взаимодействия консультанта и клиента.

Отрабатываются идеи создания безопасного пространства для клиента, предоставления ему необходимого времени в атмосфере принятия, присутствия, искренности и доверия. Предъявляются идеи терапевтического контакта в рамках трех реальностей (клиента, консультанта, поля). Отрабатываются техники присутствия и контакта.

Основные идеи первого энергетического уровня рассматриваются в рамках клиенто-центрированной терапии (К. Роджерс) и гештальттерапии (Ф. Перлз). Базовыми понятия являются понятия организма, среды, границы контакта, потребности. Психотерапевтические техники моделируются как способы работы на внутренней границе клиента.

Отдельно рассматриваются идеи и техники «кризисной интервенции» в рамках третьего контракта (поддерживающий контракт). Разбираются темы кризиса, горя, потери.

Идеи второго энергетического уровня (потребности системы) рассматриваются в рамках современной системной семейной психотерапии (Минухин С., Фишман Ч., Сельвини Палаццоли М., Босколо Л., Чекин Дж., Прата Дж., Пэпп П., Шерман Р. Фредман Н.). Базовыми понятия являются понятия система, функции, границы системы, символизм системы. Выделяются особенности и основные технические приемы работы с семьей как системой (прояснение символизма семьи, отмена символического значения симптома, восстановление границ и другие).

Ресурсная терапия представлена через темы: «Ресурсная арт-терапия», «Ресурсные расстановки (инсталляции) в авторском изложении профессора СПб.ГУ Коваленко Н.П. Основными понятиями выделяются следующие понятия: инстинкты, рефлексы, ресурсный потенциал, живая система, генетическая (родовая) система, психосоматический комплекс, сублимация психосоматического блока.

В ходе семинара-тренинга также рассматриваются вопросы работы с эмоциональными состояниями клиента, психосоматическими комплексами, переживание клиентом кризисных состояний, в том числе травмы, горя, хронических заболеваний.

В своей работе ведущие много внимания уделяют вопросам психологических и организационных условий эффективности оказания психологической помощи, рассматриваются вопросы подготовки психолога, этических стандартов, распространяемых на сферу консультирования, природы психологической помощи.

Дается краткий исторический обзор идей отдельных направлений психологического консультирования (психоанализ, клиенто-центрированная терапия, гештальттерапия и другие).

Практическая часть семинара построена по модели, соединяющей идеи терапевтической группы и обучающего психологического тренинга, что позволяет участникам получить клиентский опыт, проработать часть личных проблем, сформировать представление о терапевтическом процессе и освоить достаточное количество психологических техник.

В результате освоения материала мастер-класса обучаемые должны:

знать

  • Основные подходы к определению понятий «психологическая помощь»,
  • Гуманистическую теорию личности (К. Роджерс),
  • Типы и структура контракта с клиентом,
  • Этические стандарты психолога-консультанта,
  • Требования к подготовке психолога-консультанта,
  • Гуманистическую модель процесса оказания помощи,
  • Основы гештальттерапии как теории и практики,
  • Основы системной семейной психотерапии,
  • Основы ресурсной психотерапии.

уметь

  • устанавливать рабочие (в рамках консультационного процесса) отношения с клиентами, обратившимися за помощью,
  • осуществлять диагностику внутреннего  процесса клиента,
  • работать с эмоциональными состояниями клиента,
  • обеспечивать контракт техническими приемами и приемами самоанализа.
  • Оценивать эффективность работы с клиентом.

В ходе практической работы на семинаре участники мастер-класса оцениваются ведущими в демонстрации необходимых для консультирования навыков.

Первый семинар.

10 – 14 сентября 2014 г.

Ведущий – Хачатурян Сергей Джаванширович

«Терапевтический контакт и контракт»

Контракт с клиентом как определение цели, условий и содержания психологической помощи – пять типов контракта (оправдание, отреагирование, поддержка, адаптация и изменение).

Метафоры терапевтического контакта. Реальность клиента (текст, невербальное присутствие, поведение, эмоциональность), реальность консультанта (телесность, эмоциональность, мотивация), реальность поля (объекты и отношения).

Техники активного слушания. Технология внимательного слушания. Повтор слов, фраз, резюме. Перефразирование. Техники отражения невербального проявления клиента. Расфокусировка. Техники связывания фокусов внимания. Отражение эмоционального состояния клиента. Отражение чувств.

Основные идеи цикла проживания (мысль, чувство, поведение). Ошибки и сбои в цикле. Идея застревания, незавершения.

Основные идеи гештальттерапии по фокусировке. Отработка телесной фокусировки клиента. Отработка эмоциональной фокусировки клиента. Идея прерывания прерывания.

Отработка навыков установления и поддержания консультационного взаимодействия (контакта).

Роджерианская концепция символов: адекватные, искаженные, пустые, невербальные. Упражнение – расспроси партнера о символе. Сруктурирование опроса. Понятие гештальт ситуации. Символы гештальта (субъект, объект, сюжет, контекст).

Метомодель как система вопросов для раскрытия и уточнения гештальта ситуации. Упражнения на метомоделирование. Формулирование и переформулирование проблемы клиента. История проблемы, настоящее проблемы. Функция проблемы как отражение системного подхода к личности.

Идея «замещения» объекта, «замещения «субъекта», замещения «субъекта и объекта». Критерии реальности – адекватность эмоциональных и поведенческих реакций. Диагностика и поиск «замещенного объекта».

Множественный гештальт ситуации – структура, особенности, диагностика. Стратегия поиска недостающего ресурса.

 

Второй семинар.

17 - 21 декабря 2014 г.

Ведущий – Хачатурян Сергей Джаванширович

«Основной алгоритм работы на внутренней границе»

Психологические теории микроуровня (Леонтьев, Роджерс, Перлс и др.).  Отношения индивида и среды.  Категория потребности (потребность, мотив, ценность). Стремление организма к удовлетворенности.

Работа на внутренней границе клиента. Общая последовательность терапевтических событий (определение метафоры внутренней границы, определение энергии внутренней границы, поиск интроецированного объекта, выбор стратегии работы с клиентом («слив», адаптация, изменение), перенос внутренней границы во внешнюю, реализация контракта).

                Основные технические решения на внутренней границе: взаимодействие (телесная метафора, техники проекций), внутренний диалог, техники идентификации.

                Техники взаимодействия на внутренней границе. Телесное взаимодействие клиента и консультанта. Взаимодейтствие клиента с предметами и объектами окружающего мира. Использование объектов проекции. Отработка проекции.

Техники внутреннего диалога в работе с клиентами. Целостная личность против множественной. Идея множественности личности в различных психологических школах. Ограничения во внутренней коммуникации. Техника диалога с пустым стулом. Отработка упражнения с пустым стулом (в тройках). Структура работы консультанта в процессе внутреннего диалога клиента. Помогающее присутствие на внутренней границе клиента.

                Техники идентификации. Фредерик Перлз – работа со сновидениями. Структура и принципы идентификационных техник на внутренней границе.

 

Третий семинар.

 2015 г.

Ведущий – Хачатурян Сергей Джаванширович

«Терапия кризиса»

                Контракт на поддержку. Особенности контракта: диагностика кризиса, временный характер контракта, социальная роль консультанта. «Изменения не планируются».

Теория кризисов. Стадии кризиса: ускорение событий, дезорганизация, поворотная точка, реорганизация, постепенное восстановление. Типы кризисов. Основные принципы «кризисной интервенции» (Н. Хэнсел): безотлагательность, близость ситуации, взаимоответственность, социальная поддержка,  положительное подкрепление.

                Синдром «острого горя» (Э. Линдеман). Стратегия проживания горя (Г. Вестберг). Варианты проживания горя и потери (К. Нисуонгер). Проживание «беспомощности» и «гнева». 

Определение ПТСР согласно МКБ-10 и DSM-IV. Критерии ПТСР: клиент находился под воздействием травмирующего события; травмирующее событие повторно переживалось в виде изменения эмоционального и соматического состояния; постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и общее оцепенение (отсутствовавшие до травмы); устойчивые проявления повышенного возбуждения (отсутствовавшие до травмы). Тип расстройства: острое, хроническое, отсроченное.

                Основные технические решения «поддерживающего контракта».

Системное содержание кризиса.

 

Четвертый семинар.

2015 г.

«Ресурсная психотерапия»

                Введение в основы ресурсной психотерапии. Основы теории инстинктов. Ресурсная психотерапия в поле перинатальной психологии и перинатальной практики. Модель и инструкции к проведению арт-терапевтической сессии. Работа с ресурсом инстинкта самосохранения.

Методы арт-терапии. Психокоррекционный процесс – работа с инстниктами продолжения рода и альтруизма. Механизмы группового взаимодействия. Интегративные техники.

                Работа с ресурсами инстинктов познания и лидерства. Ресурсная расстановка. Приемы индивидуального консультирования в ресурсном подходе.

                Работа с ресурсами инстинктов свободы и сохранения достоинства. Интегративный процесс с изобразительной продукцией участников группы. Тренинг группового взаимодействия.

                Использование ресурсной психотерапии в семейном консультировании.

Особенности ресурсного подхода в консультирование: тактика, стратегии, приемы. Особенности группового взаимодействия, использование телесноориентированных техник, эмоциональных разрядок. Применение ресурсной терапии при решении проблем семьи в сферах: здоровья (в том числе репродукции), взаимоотношений, семейного строительства, воспитания детей, разрыва отношений, травматического опыта и потери близких.

 

ОБРАТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВНИМАНИЕ! Количество участников ограничено в связи с требованиями к качеству обучения специалистов.

Предварительная запись обязательна!!!

тел.:   8 (423) 299-07-55

E-mail:    ckipp-vladv@yandex.ru         Сайт: http://ckipp.info

Стоимость: 

Стоимость участия – 12 000 рублей.

Студентам очного дневного обучения скидка 500 рублей.

При оплате больше, чем за две недели до начала семинара, предоставляется скидка 10 % от стоимости .

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!