«ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И В ШКОЛЕ»

Авторство

Кузнецова Ирина Николаевна

Психолог
Город: Челябинск
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, супервизор
Специализация в психологических подходах и направлениях: психоанализ

«Мой сын пошёл в школу… Моя дочь пошла в детский сад…», - говорят родители с гордостью, радостью, а зачастую и с чувством тревоги: «Как ребёнок будет себя чувствовать в детском саду? Не будет ли плакать? Найдёт ли себе друзей первоклассник?» Одним словом, как он адаптируется в детском саду или в школе?

Понятие слова «адаптация» подразумевает процесс встраивания в окружающую среду, некоторую способность успешно и приемлемым образом с ней взаимодействовать. Невозможно пройти адаптацию единожды. Оказавшись в новом коллективе или на новом месте работы, учёбы, вновь и вновь человек встречается со своей тревогой. И многие, взглянув на свой опыт приспособления к новой системе, могут с удивлением обнаружить, что процесс адаптации для него лежит всегда одними и теми же путями. Можно говорить о некоторой закономерности.

Адаптация – это способ взаимодействия с Другим. И этот способ формируется в раннем детстве из отношений ребёнка с матерью или с людьми, обеспечивающими для него уход.

Если взглянуть на детей ясельной группы, то можно увидеть огромную разницу в том, как каждый ребёнок находит своё индивидуальное место в группе и способ взаимодействия с детьми и воспитателями. Условия одни, а поведение детей различно. Некоторые дети очень легко входят в контакт, играют, кушают, другие – не общаются, отказываются от еды, занимают позицию – «ожидание мамы». Иногда, на первый взгляд, всё протекает благополучно: малыш и кушает, и участвует во всех занятиях, но скован и сдержан в проявлении своих желаний.

Процесс соглашения ребёнка на новые условия жизни, а адаптация именно это и предполагает, достаточно труден и непрост – от него требуют оторваться от матери. А для ребёнка это очень травматично. Он не знает, придёт ли за ним та, кто самая любимая и заботливая, та, с кем рядом ребёнок чувствует себя в безопасности. Для него расставание – это навсегда: «Мама где?». И какой бы ответ ни звучал на вопрос ребёнка, его он не устраивает. Потеря, зияние, пустота… Для того чтобы снизить тревогу ребёнка, с ним необходимо разговаривать и в первую очередь называть то, что происходит с ним, какие чувства он испытывает: грустит, плачет ли, испытывает агрессию.

Но что ещё очень важно, так это то, что психологическая готовность ребёнка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить своего ребёнка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребёнком  что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребёнку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям. Очень важно понять не только то, что происходит с ребёнком, но и увидеть, разобраться родителям в своих чувствах по отношению к новой ситуации. 

 

И. Н. Кузнецова, психолог-психоаналитик

+7-950-73-562-83

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!