Деградация от электронных гаджетов. Как снизить или убрать вредоносное влияние.

Авторство

Янина Золотова

Психолог
Город: Москва
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч, бизнес-тренер
Специализация в психологических подходах и направлениях: онлайн, организационное консультирование, расстановки по Б.Хеллингеру, транзактный анализ, системная терапия, телесно-ориентированная психотерапия
Янина Золотова

Человек окружает себя гаджетами, которые помогают лениться, но убивают мозг. Эти удобные приблуды - выручают при кормлении ребенка, заменяют досуг, помогают при обучении. Мы даже на толчке сидим с телефоном. 

Но то, что нам помогает, нас же и убивает. 

Я попросила группу своих клиентов выключить телефон всего на один день - выходной. Справились единицы. Половина из оставшихся оставила телефоны включёнными, но с трудом удержалась от заглядывания в него: что там в соцсетях или а не пропустил ли я звонок... Остальные не смогли.  Думаете, вы могли бы сделать это лучше? Попробуйте провести без телефона один день и напишите в комментариях о результате. 

Преодоление технологической зависимости даже на короткий промежуток времени дается с трудом. Даже на свидании люди не обходятся без телефона: бесконечные сообщения, лайки, звонки. 

Глобальные последствия еще впереди, но уже известно по результатам исследований, что использование смартфона оказывает влияние на мозг. В одном эксперименте обнаружили: у молодых людей с зависимостью от интернета и гаджетов дисбаланс в химии мозга по сравнению с контрольной группой. Другое исследование показало, что когнитивные способности значительно снижаются, когда смартфон находится в пределах досягаемости, даже когда он выключен. Этот эффект известен всем педагогам: дети тупеют при близости своих телефонов. А результаты ЕГЭ лучше у тех детей, чьи телефоны на время экзамена находились в другом классе по сравнению с теми, у кого они лежали в отдельном ящике, но в этом же помещении. 

Использование гаджетов в большом количестве влияет на социальное и эмоциональное развитие детей, на режим сна, на способность мыслить. 

Вы знаете на собственном опыте или опыте друзей, как удобно кормить ребенка под мультики. Сидит восьмимесячный малыш в детском кресле, перед ним планшет с мультиком, рот открыт, глаза выпучены и мама в это время активно сует ему еду. Ребенок сглатывает не разбирая. На вопрос зачем мультики во время кормления, мама говорит: «а по-другому он не ест». Удобно: свободное время и здоровые нервы у мамы. 

А теперь давайте посмотрим, чем мы за это платим. 

Первое - на поверхности - ожирение. У ребенка не формируется ощущение сытости. Он увлечён картинкой, ему не до телесных ощущений. Ребенок не понимает и не чувствует, сколько в него впихнули. Организм не справляется с перевариванием чрезмерного количества еды, кишечник засоряется, появляются отложения жира. 

Второе - неправильное развитие органов восприятия. Малыш рождается с 2-х мерным зрением. Трехмерное развивается в первые несколько месяцев. Он еще не понимает, что видит, не распознает звуки, не умеет пользоваться ручками и ножками. Ему с собой разбираться надо и учиться взаимодействовать с окружающим миром. А его глушат планшетом. В итоге: нарушение зрения, плохой почерк (из-за не развитой моторики), раздражительность и гиперактивность.  

Третье. Негативное влияние на социальное и эмоциональное развитие. Дети не умеют общаться, играть, выражать свои эмоции и понимать эмоции других. 

У ребенка, который выполняет обучающее задание на планшете, не формируются тактильные ощущения: маленький - большой, шершавый - гладкий, тёплый - холодный. Он не взаимодействует с предметами и не развивает тонкую моторику, не общается со сверстниками и не развивает навык общения. Потом эти дети вынуждены посещать огромное количество тренингов коммуникации, переговоров, эмоционального поведения! Потому что в детстве не научились - сидели в гаджетах. Знаете, что современные дети делают на переменках в школе? Играют в телефоны. Они не умеют играть друг с другом. А ведь действия во время игр - способ освоения мира, овладение необходимыми навыками. Девочка пупса пеленает, потом своего ребенка. А молодые мамы боятся своих младенцев, боятся к ним прикоснуться. 

Использование гаджета перед сном мешает крепкому, здоровому сну. Многие не могут похвастаться тем, что крепко спят. И не потому, что ложатся поздно, скользя по просторам интернета. Все дело в том, что экраны излучают определенный тип света, который сбивает биологические ритмы бодрствования и сна. Поэтому проверяйте соцсети вечером, а перед сном лучше читать бумажные книги или хотя бы электронные.   

В наши дни мобильные устройства не просто отвлекают. Вам больше не нужно запоминать телефонные номера или заполнять ежедневник - вся эта информация хранится в телефоне. Вместо того чтобы обдумывать вопросы, которые возникают об окружающем мире, развивать аналитическое мышление - Гугл в помощь! 

Наш ум стал ленивым. Не нужно напрягаться! - можно посмотреть в Сети. Поэтому объём памяти стал меньше, мышление - клиповым. Люди не читают длинные статьи, не смотрят полнометражные фильмы, не могут высидеть одну полноценную лекцию! 

Стоит ли бороться со своим ребенком и с собой из-за количества времени за телевизором, компьютером или другим экраном? Ответ - однозначно «да». Сокращение экранного времени улучшает успеваемость, эффективность, положительно сказывается на физическом, социальном и поведенческом благополучии как детей, так и взрослых. 

Младенцам до 18 месяцев вообще противопоказаны любые экраны. Детям с 2 до 5 лет лучше ограничить экранное время до 1 часа в день. 

Родители могут не сразу заметить эффект ограничения и контроля экранного времени, так же как они могут не заметить, что ребенок становится выше и взрослее день ото дня. Тем не менее польза будет существенной: улучшится качество сна и успеваемость в школе, снизится агрессия, повысятся навыки общения. Ребенок научится себя занимать деятельностью, будет более включён в быт семьи. Дети не стремятся помогать маме и папе, если их ждет смартфон, игровая приставка или мультик. 

Как же добиться нужного результата? 

1. Установите четкие временные рамки и соблюдайте их. Будьте тверды и не поддавайтесь молящим глазкам: «пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста!» Не более часа в день гаджетов для дошкольников и начальной школой. Взрослые решают за себя сами - не маленькие. 

2. Уберите из детской комнаты все экраны: телевизоры, планшеты и другие устройства. Иначе даже при запрете появится соблазн. Зачем ребенка учить врать: «Рома, ты выключил планшет?» - «Да, мама», - а сам под одеялом играет, чтобы свет не был заметен из коридора. 

3. Контролируйте контент, который смотрит ребенок. Уберите все, что вязано с насилием: игры, мультики, кино. Даже на взрослых действуют игры и плохие новости, что говорить о детях? Взрослый мужчина как-то увлёкся компьютерной игрой про фашистов: дома играл, на работе в свободное время. Через 3 месяца он заметил за собой одну странность. Идя домой, он присматривался, а не выглядывает ли из-за угла фашист? Конечно, он прекратил играть. 

4. Смотрите вместе с ребенком мультики, ролики, фильмы, передачи. Обсуждайте с ребенком все, что он смотрит и чем увлекается. Так у него будет формироваться критичный взгляд на информацию. Он научится не верить всему на слово, а анализировать. 

 

Помните, ваши усилия будут не напрасны. 

Терпения, ясности ума и да прибудет с вами Сила! 

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!